UX Кошмары и iPhone X

Кошмары UX-дизайна и Aйфон 10 (iPhone X)

Как получилось из самого элегантного процесса взаимодействия вылилось это?

Если с железом у десятки всё понятно – это воплощение понятия «пыль в глаза», когда заявленная производительность железа упирается в отсутствие хоть какого-нибудь полезного использования всего этого добра… и добавление возможности поиграть с объектами дополненной или смешанной реальности тут не помогает. То в отношении интерфейса мы получили сверхусложнение после, почти интуитивного, использования кнопки «home».

Нужны доказательства? Мы приводим русский вариант шпаргалки по управлению жестами, опубликованной в обзоре iPhone X в Wall Street Journal. 0Artboard 1.png

То что невозможно "развидеть" смотря на новый oled дисплей на флагмане Apple – это ощущение катастрофы интерфейса. А причина этому – исключение возможно самой интуитивной и простой формы навигации, когда-либо использованной в мобильных устройствах. и это не совсем хорошо, так как этот процесс взаимодействия фундаментальная составляющая пользовательского опыта взаимодействия.

Если цена в 1000$, после просмотра обзоров и статей на телефон, объективно оправдывает себя, то злые заметки из этих же статей – веселят и немного пугают: так журналисты Wall Street Journal говорят об «…отсутствие кнопки домой заставляет ваш большой палец превратиться в дергающуюся надувную куклу у входа в магазин… необходимо тренироваться в свайпах и непривычных волнообразных движениях. Некоторые старые жесте, тем не менее похоронены. Много движений требует достаточно точных выверенных движений.» Обзорщики CNN добавляют из собственного опыта использования «чтобы заполнить бездну отсутствия кнопки домой Apple добавила целую пачку новых жестов. Для того чтобы их освоить - надо тренироваться и для некоторых отдельных жестов это требует гораздо больше времени чем в прошлом». The Verge заявили «Эта новая система жестов и свайпов требует обучения и мастерства, множество из них будут раздражать и сложно запомнить, тем более выполнить одной рукой».

Это были бы простые слова, если бы не всё появляющиеся новые видео с руководствами на тему «как управлять iPhone 10».

Как мы до этого докатились?

Возвращаясь в июнь 2007 года, когда Эппл представила новый iPhone не было никаких шпаргалок. Ты давал это устройство любому человеку в руки и уже через несколько секунд – ему все было понятно. Пользовательский опыт был открытием, к которому предлагали приступить гениальной полоской внизу – «проведите чтобы открыть». С этого первого и простого движения люди все понимали. Нажми на иконку и откроется приложение, чтобы вернуться надо было просто нажать кнопочку внизу устройства – нажал – и ты дома! Если вы прикасались к изображению в фото альбоме сразу же открывалась функция приближения и удаления простыми жестами. Этот пользовательский интерфейс был такой интуитивный что даже дети сами разбирались с использованием iPhone.

Но Эппл не сразу пришла к тому что мы имеем с 10кой. Это всего лишь следующий уровень UX ада, а путешествие началось давным-давно. В 2011 нам показали несколько патентов на жесты для iOS. В то время было не совсем понятно продолжит ли компания добавлять все новые жесты позже, с выходом iOS 5 были представлены новый жесты для iPad. В 7-й версии iOS мы получили несколько шансов потрясти пальцами используя свайпы для навигации и в истории закладок Safari. Также были новые жесты для напоминаний и центра управления. В 2015-ом айпад получил еще шесть новых жестов. Некоторые из их требовали акробатического уровня владения пальцами.

К 2016 году, когда уже начали появляться статьи по типу «8 скрытых жестов и фишек iOS», возможно самый очевидный признак что что-то было упущено. Реакции на нажатие расширили эту ситуацию в новое измерение: 3Д прикосновение или возможность нажать чуть сильнее на иконку, чтобы вызвать дополнительные функции управления приложениями. И, наконец 10-ка выкатила пять (ПЯТЬ!) различных типов прикосновения/нажатия. Еще больше чисто айпадовских жестов для мультизадачности и неразбериха с функциями отсутствующей кнопки домой.

UX Пекло

Сегодня, когда вы хотите выкрутить на полную использование ваших IPhone или iPad, вам необходимы тайные заговоры как Алладину. Возьмем пример: расположите пять или четыре пальца и двигайте руку вперед. Свайп вверх четырьмя пальцами чтобы закрыть приложения. Когда открыт режим переключения приложений (App Switcher), вы можете закрыть ненужные приложения свайпом вверх. Затем «просто» свайп вверх от нижней панели под углом в 45 градусов вправо и отпустите… можно говорить и спорить о том, что это было неизбежно. Но вспомните: отсутствие кнопки домой или «Touch ID» на 10-ке это собственно проблема невозможности разместить кнопку под экраном. Это новая проблема, которой не существовало и по факту мы получили не самое лучшее ее решение.

Та простота во взаимодействии с устройствами Эппл, которая сделала айфоны «компьютерами для всех кто мыслит иначе», частично объясняет и популярность этих устройств. Никому не нужны были шпаргалки чтобы использовать айфончики на полную. Но затем шаг за шагом мы наблюдаем как возникает пробел между двумя типами девайсов на iOS и двумя шаблонами использования: обычные пользователи, использующие iPhone самыми простыми функциями, даже понятия не имеют о всех этих наворотах с жестами и свайпами и теми, кто знает секретные комбо. В итоге, не важно какого уровня вы пользователь – в любом случае при покупке iPhone X вам придется потрудится с изучением извилистой системы навигации, которая вместо решения проблемы, добавляет еще новый слой, усложняя и без того сложное устройство, заменяя элегантное интуитивное решение, использованное с самого первого iPhone.

С выходом 10-ки Apple, можно сказать, полностью отошли от оригинального девиза Стива Джобса: «Простота – есть ультимативная изысканность». Теперь это ультимативный бардак.

Вернуться к списку